Привычка убеждать

Привычка убеждать

Привычка убеждать

19.08.2021

ЖКХ

Председатель Совета собственников помещений «Стеблина, дом 8, г. Снежногорск» Марина Паненко - о взаимоотношениях с управляющей компанией и администрацией ЗАТО, о первых успехах, планах на будущее и привычке достигать поставленной цели.

- С чего всё началось? 
- Как любая женщина с обычной заработной платой привыкла считать и контролировать свои расходы. Если в магазине выбираю товар - знаю, за что плачу, также и в автобусе, у платного зубного врача и так далее. Всё прозрачно и понятно. А когда оплачиваю коммунальные услуги? Ответить на этот вопрос сложно. И мне стало интересно: почему такие тарифы, как они формируются и на что расходуются.

- Вся страна задаётся этими вопросами до сих пор.
- А я решила попробовать найти ответы. В 2011 году вступил в силу Федеральный закон, вносящий изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. На основании этих документов в обязательном порядке в каждом многоквартирном доме, в том числе и нашем, должно быть либо ТСЖ, либо Совет многоквартирного дома. Поскольку дом находился под управлением компании, то ТСЖ отпадало.

- Оставался последний вариант - Совет собственников помещений.
- Именно. И я решила, что хочу быть в этом Совете, ведь смогу задавать вопросы УК не просто как собственник квартиры, а статусом выше - как представитель Совета (улыбается).

- Но ведь Совет нужно создать - в ЗАТО Александровск такие попытки предпринимались неоднократно, но дальше разговоров в соцсетях дело не продвинулось.
- Значит, мы были настойчивее. Случай представился достаточно скоро: в конце 2012 года по инициативе администрации города назначили собрание собственников помещений, на котором нужно избрать Совет дома. На собрании было немного людей, и оно проводилось для нескольких домов сразу, видимо, для экономии времени.

- Должен заметить, что уровень активности не изменился и спустя почти десять лет.
- Соглашусь: ни тогда, ни сейчас люди не хотят идти в Совет. Не желают сталкиваться с трудностями. И тогда из всех присутствующих лишь у меня было желание избраться в Совет дома. Остальных уговаривали или избирали заочно. А поскольку сама захотела идти, мне тут же предложили стать председателем.

- И никакой избирательной кампании…
- Никакой. Я согласилась. Конечно, опыта никакого, знаний в сфере ЖХК - тоже. Было желание узнать, разобраться в этой сфере, найти ответы на вопросы, но самое главное - попытаться сделать так, чтобы полученные знания и опыт сделали оплату ЖКХ понятной, а ещё лучше - повлиять на размер квартплаты.

- Многие не верят в такую возможность в принципе.
- Напрасно. При этом мы все не очень доверяем «управляшкам», сетуем на тарифы и работу дворников, но при этом, если я, к примеру, приглашаю войти в Совет дома и работать на общественных началах, желающих немного. Вот вы бы согласились?
- Нет.
- Люди не хотят идти в Совет. Подавляющее большинство говорят: «Бессмысленно», «Всё равно правды не найти» и прочее. И всё же в 2013 году в нашем доме юридически создан Совет собственников. И я - председатель этого Совета. Создана группа в «ВКонтакте» для наших жильцов «Совет жильцов Стеблина, 8», там мы обсуждаем различные темы.
- Ждём подробностей.
- Одна из них - чтобы уйти от УК и создать своё ТСЖ. Но пока не нашлись люди, готовые тратить своё время и заниматься управлением дома. А малыми силами с такой задачей нам не справиться. Так что на сегодняшний день идея не превратилась в карету.

- Но вы не оставляете мечту создать ТСЖ?
- Не оставляю. Всему своё время.

- Роман Афанаскин, один из самых известных руководителей в сфере ЖКХ нашего ЗАТО, в интервью подчёркивал: ТСЖ - самый эффективный способ управления домом.
- Я могу только поддержать его мнение и надеюсь, что со временем нам удастся создать ТСЖ.

- Марина, чем занимается «Совета жильцов Стеблина, дом 8»?
- Уточню: в Совете могут состоять собственники помещения в доме. За тех, у кого квартиры по найму, принимает решения администрация города (муниципалитета).
Но не перестаю говорить, что мне важно мнение всех жителей. Поэтому и на собрания собственников приглашаю и нанимателей.

- Но голосовать они не могут?
- Не могут, но у них есть право участвовать в обсуждениях и влиять на решения. Опровергну точку зрения скептиков о недостаточных полномочиях Совета. У Совета много возможностей для принятия решений: можем запросить любую информацию у УК, РСО, администрации и даже государственных органов - всё, что касается жизни дома.

- Марина, вы возглавляете Совет на общественных началах. Что получаете взамен потраченного времени, что вдохновляет тратить часть жизни на это занятие?
- Есть кое-какие успехи. Выделю два достижения. Наш дом построен в 1976 году. Сколько себя помню, там всегда была детская площадка. Конечно, за много лет она пришла в упадок: проросшая трава, несколько
унылых железных конструкций, две уставших качели. Но там всегда гуляли дети. И до нас донеслась новость, что администрация муниципалитета собирается организовать
на этом месте парковку на 60 машин.

- Автолюбители наверняка были в восторге.
- Уверяю вас, далеко не все. У нас в доме много семей с детьми. И через двор проходит путь в 266-ю школу.
Вы только представьте: вся территория будет занята машинами, коптящими выхлопными газами. ДТП. А как без них при такой автозагруженности? У меня было всего несколько дней изменить решение администрации. В срочном порядке составила опрос жителей и обошла все подъезды. Не все были дома. Но собрала 90 подписей и обратилась в администрацию. Через нашу группу в ВК вела обсуждения с жителями. Пошла на приём к депутату Совета депутатов от нашего округа Зинаиде Румянцевой.

- Нашли понимание у властей?
- Мы были услышаны, но не сразу, и переломили ситуацию. И сделали даже больше: мы софинансировали стройку новой детской площадки. В итоге каждый день наблюдаю из окна, как дети, взрослые и даже подростки гуляют, играют на этой площадке. Радует.

- Какой вывод из этой ситуации?
- Никогда нельзя опускать руки. Действуйте. Общественное мнение многое значит. И как ни банально это звучит, каждый голос важен. В администрации нас услышали, а результат вы знаете.

- Ждём вторую историю.
- Введение в эксплуатацию теплосчётчиков в доме. На тот момент платили норматив. Сумма за трёхкомнатную квартиру выходила на тот момент выше четырёх тысяч рублей в месяц только за отопление.
Наш дом попал в госпрограмму по установке таких счётчиков. Но подрядчик плохо отработал. У МЭС были претензии к работе счётчиков, они отказывались допускать их к эксплуатации.

- Как неожиданно!
- И всё же совместными усилиями с нашей УК удалось решить эту проблему, скорректировать подачу тепла. В итоге после перерасчёта за тепло нашему дому вернули гигантскую сумму. Это укрепило мою уверенность, что Совет дома на правильном пути, у нас есть результаты, и это вдохновляет.

- А что огорчает?
- Можем быть более эффективными, но мы, члены Совета, должны стать ещё активнее. Тянуть всё на себе очень и очень тяжело. С каждым годом на собрания приходят всё меньше и меньше людей. К людям, которые считают, что «за нас всё и так решили», прибавились те, кто «разочаровался», кому «и так хорошо» или «за нас там решите».

- Классическая проблема.
- Но всё же пытаюсь донести, что если не проголосовать за план работ на следующий год, то УК сама решает, куда использовать деньги, собранные с дома. Без нашего участия. Мало кто хочет заниматься этим тяжёлым трудом. А уж один человек за 245 квартир проголосовать точно не сможет.

- Вы наверняка что-то придумали.
- В планах запустить заочное дистанционное голосование. Нормативная база уже готова. ГИС ЖКХ работает. Осталось разобраться и обучить жителей, как воспользоваться такой возможностью, не выходя из дома. Ещё задача - вникнуть в нормативные документы, включить жителей дома в эту тему и понять, как должно считаться тепло и как правильно эксплуатировать оборудование.

- При таких исходных, каких результатов планируете достичь?
- Снизить плату за тепло и эффективно расходовать деньги дома. Но нужна заинтересованность наших жителей. Желание сделать жизнь в доме лучше. Организоваться. Для кого-то это станет откровением, но помощь в работе Совета была не только от активистов, но от управляющей компании, от администрации. К примеру, с УК мы обсуждаем вопросы, проблемы. Нужно понять, что УК это не враг, с которым нужно бороться. С УК нужно сотрудничать.
Изначально было много писем, запросов. Теперь есть мессенджеры, ГИС ЖКХ. Всё решается на порядок быстрее. И, конечно, всё зависит от людей, с которыми работаешь. Администрация поощряет активных людей. Если подходить грамотно - никогда не откажут.

- Что скажете сомневающимся в том, что жители могут влиять, к примеру, на размер оплаты услуг ЖКХ?
- Отвечу последним примером. Ежегодно АО «МЭС» (поставщик тепла) на основании данных о расходе годового тепла по дому делает корректировку норматива потребления с квадратного метра. Такой норматив устанавливается до конца года. В прошлом году совместно с жителями мы провели мониторинг температуры в наших квартирах. Выяснилось, что жарко. Обратились в УК для регулировки подачи тепла в дом. Если в доме установлены счётчики тепла, то и регулироваться подача тоже может. В итоге дом потребил за год меньше тепла, чем за предыдущий. В результате мы получили пересчёт норматива в меньшую сторону, а значит - весь год будем платить меньше.

Беседовал Дмитрий ШЛЁНТОВ


Дата создания: 23.08.2021 17:26:59
Дата изменения: 23.08.2021 17:27:22

Возврат к списку