Автобусам - единый руль

Автобусам - единый руль

17.10.2020

Транспорт

Когда северяне почувствуют улучшения в работе транспорта.

Вопрос передачи общественного транспорта в Кольском Заполярье под единое управление обсуждался много и шумно. И вот принятый областной Думой документ поставил законодательную точку в этом процессе: с 2021 года городские и межмуниципальные маршруты окажутся в зоне ответственности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, а не отдельных населённых пунктов и районов.
- Решение было принято из-за того, что муниципальные перевозки недофинансируются, качество на низком уровне, контроль отсутствует, - рассказал министр транспорта Артём Гришин.

Что это даст рядовым северянам, муниципалитетам и области в целом, и когда ждать ощутимых изменений в работе автобусов и троллейбусов?
Мы попытались найти ответы на эти вопросы.

Выбирайтесь своей колеёй
То, что общественному транспорту нужно новое дыхание - как финансовое, так и организационное, - понятно было уже давно. Взять хотя бы износ машин. Средний возраст транспорта, работающего на муниципальных и межмуниципальных маршрутах области, составляет почти девять лет. Для ежедневно выходящих на линию автобусов это немалый срок. Причём самые востребованные большие машины зачастую работают по десять лет и дольше. К слову, это не только снижает безопасность и комфорт, но и даёт лишнюю нагрузку на экологию. Всё те же вместительные автобусы преимущественно относятся к классам «Евро 2» и ниже, тогда как в развитых странах мира транспортные средства ниже «Евро 5» уже считаются устаревшими и вредными.
Но если эти параметры больше понятны специалистам, то рядовым потребителям нужно немного: чтобы автобусы приходили вовремя, были удобными и ехали в нужном направлении. Как выяснилось, с этим тоже немало проблем. При проведении профильным министерством комплексной оценки транспортного обслуживания было проанализировано свыше 120 сообщений, оставленных пассажирами в интернете в течение года с небольшим, что дало довольно объёмную картину отрасли.
Большинство северян жаловались на режим работы транспорта: их не устраивают интервалы движения или время начала и окончания перевозок. Как выяснилось, для недовольства граждан есть объективные причины, в частности, попытки органов местного самоуправления перейти на контрактную систему при минимальных расходах своих бюджетов, когда попросту не хватает средств для закупок достаточного количества транспортных услуг. Наиболее яркий пример - Кировск, где из-за отсутствия средств муниципалитет при закупках на летний период почти на 25 процентов сократил ранее выполняемые объёмы перевозок. Дело в том, что пассажиропоток не обеспечивает достаточные объёмы выручки, а в местных бюджетах отсутствуют деньги на поддержание перевозок.
При этом для межмуниципальных маршрутов проблема стоит не так остро: если там на каждый километр пробега из казны выделяется в среднем 83 рубля, то для муниципальных этот показатель не достигает и 40 рублей. То есть средств поступает в два раза меньше, а работы выполняется почти в пять раз больше. В масштабе объёма перевозок суммы получаются весьма внушительные. Так, в течение 2019 года только по маршрутам регулярных перевозок с регулируемыми тарифами совершено почти 49 миллионов поездок, из них почти 47 миллионов приходится на городской транспорт.
На втором месте антирейтинга жалоб - маршруты. Или их отсутствие в
востребованных районах. Естественно, люди хотели бы, чтобы общественный транспорт проходил как можно ближе к местам их проживания или работы. Сюда же можно отнести и вопрос времени начала и окончания курсирования автобусов, что также не устраивает многих северян. Наибольшие неудобства испытывают жители отдалённых районов, где движение транспорта завершается до 19-20 часов, особенно на это жалуются в Умбе, Ловозерском и Ковдорском районах.
Здесь уже причина проблемы более глубокая, в первую очередь - недостатки транспортного планирования. При этом для эффективного планирования ни один орган местного самоуправления сегодня не имеет
даже минимального набора современного инструментария, позволившего бы объективно оценить потребительский спрос, - это и нормативные документы, и системы мониторинга и анализа, и квалифицированные штатные специалисты, которые могли бы этим заняться. Именно поэтому большинство остановок в регионе не имеют информации о расписании движения транспорта на всех проходящих маршрутах регулярных перевозок, не говоря уже о табло с ожидаемым временем прибытия автобусов. Кроме того, нет единого официального сайта с актуальной информацией о маршрутах.
И уже третье по числу жалоб «слабое звено» транспорта - его возраст и, как следствие, частые поломки, о чём уже говорилось выше. К слову, самые устаревшие машины курсируют в ЗАТО Александровск, в Мурманске и на межмуниципальных маршрутах.
Очевидно, что все жалобы являются не единичными случаями, а закономерными показателями системных недостатков в управлении общественным транспортом. И это тот случай, когда каждому муниципалитету невозможно «выбираться своей колеёй», а нужно сообща решать эти проблемы.

В одной упряжке
Именно поэтому и была разработана схема перехода общественного транспорта под крыло единого оператора, которым станет профильное министерство.
- Передача полномочий на уровень субъекта Федерации, безусловно, скажется на обслуживании северян, - сообщил заместитель губернатора Юрий Сердечкин. - В первую очередь, это позволит создать единого заказчика перевозок на базе Минтранса, единые требования к остановочным комплексам и сократить расходы на транспортное обслуживание, что сегодня важно для муниципалитетов с низкой бюджетной обеспеченностью - теперь к работе транспорта можно будет подойти, исходя из пожеланий граждан.
Конечно, эту работу будем проводить в тесном контакте с органами местного самоуправления. Например, субъект не вправе установить или изменить маршрут, если муниципалитет даст отрицательное заключение по этому вопросу.
Для воплощения этого решения была проделана колоссальная предварительная работа. Специалисты министерства провели совещания в каждом муниципалитете, который организует междугородные и пригородные маршруты, и проанализировали ситуацию там. В итоге ведомство не только определило пути решения транспортных проблем, но и заложило их в условия своих государственных контрактов. Так, в апреле - июне были проведены конкурсы на межмуниципальные перевозки на период до конца 2021 года. Общая стоимость работ на полтора года составит 612 миллионов рублей. Такая сумма на межмуниципальные маршруты из бюджета Мурманской области ещё никогда не выделялась.
И это дало уже первые плоды. За два месяца работы по государственным контрактам даже в условиях пандемии на маршрутах появились четыре новых автобуса, интерес в сотрудничестве выказал ряд лизинговых компаний и кредитных организаций. Увеличение объёмов финансирования сопровождается установлением более жёстких требований к перевозчикам, а также применением более эффективных методов контроля.
Помочь решению проблемы призван также аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который сейчас активно внедряется. В итоге он позволит объединить весь дорожно-транспортный комплекс в единую цифровую платформу управления и анализа с возможностью последующей модернизации.
Что касается перехода транспорта в ведение региона, то процесс этот будет постепенным, чтобы не ухудшить ситуацию, пусть даже временно. Так, органы местного самоуправления в текущем году заключат муниципальные контракты на срок до мая 2021-го, что существенно упростит министерству планирование перевозок. При необходимости этот срок может быть продлён.
Одновременно идёт работа над бюджетом области, в котором необходимо учесть новые расходы. А с 2021-го Минтранс начнёт планирование и проведение конкурсов для заключения уже государственных контрактов на муниципальные маршруты.

Что ожидается в результате? Единый заказчик перевозок будет в комплексе учитывать ситуации в разных районах Кольского края и корректировать сеть маршрутов и инфраструктуру. Будут применяться единые требования к остановочным комплексам, их модернизации должно помочь государственночастное партнёрство. Будет конкуренция, что даст развитие малому и среднему предпринимательству.
Уже с июня 2021 года местные бюджеты будут освобождены от необходимости выделять на организацию транспортного обслуживания суммарно около 344 миллионов рублей - эти траты возьмёт на себя региональная казна. При этом централизация полномочий позволит применить ряд механизмов, обеспечивающих оптимизацию расходов бюджета, и общая сумма затрат на перевозки сократится, что невозможно в масштабах отдельных муниципалитетов. В результате удастся обновить парк машин, внедрить информационные системы, о которых уже рассказано, и применить другие меры для модернизации сферы общественного транспорта.

По материалам газеты «Мурманский вестник»
Илья ВИНОГРАДОВ
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА


Дата создания: 16.10.2020 15:04:00
Дата изменения: 16.10.2020 15:04:00

Возврат к списку